pilot_pirks (pilot_pirks) wrote,
pilot_pirks
pilot_pirks

Category:

ДТ-14. Учет и рационализация у Форда.

На заводе совершенно нет женщин. Только при нас появилась одна – советский инженер с Автостроя. В течение 6 месяцев Форд не разрешал ей переступать ворот завода‚ она сидела в конторе и ‚‚изучала“ материалы. Шесть месяцев переговоров потребовалось для того, чтобы ей было разрешено перейти в заводскую лабораторию. Затем ей разрешили работать в термическом цехе.

Вместе с Зыбиным ежеутренно она приходит на завод и работает так же, как и все остальные. Это целая революция, если принять в расчет местные традиции и порядки. Когда мы идем с ней по заводскому двору – все оборачиваются и смотрят на нее.

Однажды вместе со всеми рабочими женщина – советский инженер – стала в очередь за получением завтрака. Суперинтендент цеха отозвал ее и запретил ей стоять в очереди, т. к. ‚,в очереди есть негры“. Он обещал ежедневно посылать кого-либо из рабочих покупать для нее завтрак. Два дня он присылал, а затем, очевидно, забыл об этом. Несколько дней она была без завтрака, а затем стала захватывать завтрак c собой.

К ней в цехе относятся весьма предупредительно, все вежливы с ней и стараются сказать самые разнообразные любезности. Это не только здесь, вообще к женщине относятся с большей внешней предупредительностью. Входя в комнату, где есть женщины, снимают шляпы. Даже в лифте, поднимаясь на верхний этаж магазина или отеля, в присутствии женщины вы обязаны снять шляпу. Однако я не слышал ни об одной женщине, занимающей какой-нибудь крупный хозяйственный или политический пост, кроме разве благотворительных обществ и галантерейных магазинов.

Женский труд весьма распространен во всех областях работы. Некоторые фабрики целиком применяют женский труд – текстильные, швейные, табачные, сигарные и т. п. Женский труд значительно дешевле мужского.

Форд усиленно наблюдает за бытом своих рабочих. Он‚ вмешивается в вопросы благоустройства поселка и даже запрещает; рабочим, имеющим собственные коттеджи, сдавать комнаты в наем. Он объясняет это весьма просто – рабочий не должен лишать себя удобств, к тому же квартиранты бывают разные: посторонний человек в доме может всегда привести к целому ряду семейных неприятностей, а семейные неприятности сильно мешают повышению производительности труда. Часто для изучения быта и бюджета рабочих Форд проводит обследования поселков. Стремление к приобретению различного вида собственности, а особенно собственных коттеджей, сильно культивируется среди рабочих агентами Форда. Собственный дом привязывает рабочих к заводу.

В цехе у Форда совершенно нет конторы. Вся цеховая контора состоит из двух человек. Один таймкипер – это наш табельщик, второй – занят вопросами планирования. В цехе нет ни одного стула или табурета, рабочие во время обеда сидят на чем попало и даже сам таймкипер и главный начальник никогда не сидят на стульях. Таймкипер всегда за конторкой, всегда стоя, суперинтендент всегда в бегах, он всегда занят, ему некогда сидеть на месте. Таймкипер утром снимает с досок карточки рабочих, на которых выбиты часы прихода на работу и заносит их в табель. К концу дня он развешивает карточки на доски. В пятницу он раздает рабочим закрытые конверты с чеками. В этом вся работа таймкипера.

Но как же ведется учет работы? В конце смены планировщик проходит вдоль молотов и списывает с досок итоговые цифры, написанные контролером. В течение 20 минут он заполняет этими сведениями ведомость, и в этом и состоит весь учет.

Форд не терпит лишней статистики. Ему нужна только производственно-оперативная статистика. Две цифры записывает планировщик – задание по программе и количество выполненного в день. Работа ясна и точна, никакой бухгалтерии в цехе нет, никаких справок не выдается, всем этим ведает главная контора.

Но и главная контора представляет собой весьма небольшое, по сравнению с масштабом завода‚ помещение. В одном этаже, на площади приблизительно в 250 метров, расположен весь расчетный отдел завода.

Количество металла, поданного в цех, учитывается также весьма просто. После проката металл, нарезанный мерными заготовками, складывается в стеллажи. Количество штук отмечается на стандартной карточке, которая прикрепляется проволокой к металлу. С этой карточкой металл поступает в цех. Мастер снимает карточку и кладет ее в карман. Вся канцелярия помещается у него в одном кармане.

Мастер обходит утром своих рабочих и записывает их рабочие номера. У него имеется блокнот B металлической обложке, в блокноте ведомость, в которой он проставляет номера рабочих, описывая их с жетонов, висящих у каждого на груди. В конце дня эту ведомостичку он передает таймкиперу.

В цехе вы не увидите инженера – это слишком дорого для компании. Инженеры сидят в конторе и появляются в цехе по мере надобности. Иногда можно заметить одного из них наблюдающим за вашей работой. Но вы и не знаете, что он делает, за чем наблюдает.

Мне пришлось разговаривать с некоторыми из инженеров. Они наполнены самыми разнообразными сведениями из узкой области своей работы. Вы можете получить у них все справки относительно конструкций, способов работы, норм производительности. Они знают всю литературу по своему вопросу, – a кроме того имеют большой практический стаж. Нередко это люди, вышедшие из рабочих.

Вся администрация цеха состоит из практиков. Инженеры – только суперинтендент и его помощник. Остальные даже не техники, однако они очень хорошо справляются с работой. Технологическое бюро руководит ими на основе изучения их работы, оно стоит над ними, оно диктует способы работы цеху.

На заводе Форда в максимально возможной степени используются скорость, мощность, площадь, производительность. Пятитонные краны ходят с неимоверной быстротой, нагрузка их никогда не меньше 4,5 тонн. Это достигается применением специальной тары. Молоты нагружаются до предела, мелкие поковки штампуются по 2-4 и даже 6 штук одновременно. Иногда с одного нагрева пруток отштамповывается весь, не успев остыть. Рабочий быстро поворачивает его на 180° и доштамповывает конец, который находился у него в клещах.

Многие из ответственных работников Форда говорили мне, что основным принципом их работы является ежедневно вносить какое-нибудь, хотя бы простое улучшение. Я скоро убедился в том, что это действительно так. Каждый день я наблюдал какое-либо изменение или усовершенствование. То появлялась новая конструкция штампов, то горячая высадка заменялась холодной, то заготовки резались по другим более рациональным размерам, то вместо одной детали начинали штамповать две и т. д. и т. п. Эти мелкие изменения давали в результате большой эффект по всей линии.

Я убедился в этом еще больше, когда перешел в другую кузницу Форда, в которой велись экспериментальные работы. В самом начале моей работы у Форда мистер Шандула ознакомил меня c опытами изготовления передней оси фордовской машины из трубы. В случае удачи этого эксперимента получилась бы серьезнейшая экономия в изготовлении передней оси‚ Это, пожалуй, одна из самых дорогих деталей, штампуемых для машины Форда.

Мистер Шандула показал мне эту ось, высаженную на осадочной машине и разрезанную вдоль места высадки. Высадка была плохой. Я указал на это мистеру Шандула, и мы некоторое время спорили по поводу этого эксперимента. Ровно через полгода мистер Шандула‚ пригласив меня к себе, показал новый эксперимент с той же осью. Теперь оба конца для этой оси были отштампованы под молотом, сама же ось представляла собой трубу. Эксперимент был также не вполне удачным. Ho опыты продолжались.

Я впервые увидел у Форда прекрасный способ, удешевляющий изготовление штампов – штамповку штампов. В порядке эксперимента при мне было изготовлено путем штамповки около сотни обрезных матриц для шатуна. Штампы для некоторых видов холодной штамповки также штамповались, штамповались даже длинные, весьма неудобные штампы для распределительного валика.

Ни одна мелочь не проходит мимо рационализаторского глаза работников фордовского завода. Кузнечным клещам уделяется, например, исключительно большое внимание. Клещи отштампованы точно и удобно – их приятно держать в руках. Рабочий прочно захватывает ими заготовку и работает с повышенной производительностью.

Мастерская для изготовления штампов находится у Форда в кузнечном цехе. Она расположена на специальной галлерее. Там стоят станки для механической обработки штампов, там же производится и термическая обработка штампов. Всякие неполадки со штампами, возникшие в цехе, немедленно исправляются работниками штамповой мастерской.

Центральный пост http://pilot-pirks.livejournal.com/97270.html

Парадокс, но я не смог найти ни какой информации о первой женщине-инженере на заводе Форда. Причем с очень редким именем Аруся (будет дальше). Любой поиск выкидывает, в первую очередь, на труд женщин на американских заводах в годы Второй мировой. Более того, не смог найти ничего и про ее дальнейшую судьбу. Если кто знает, сообщите пожалуйста.
Tags: Форд, Что я видел в Америке что сделал в СССР
Subscribe

  • Да!

    Огромное спасибо Минобороны! Теперь книга о Востоке будет куда лучше!

  • ПЕРВЫЕ «ЗОНДЫ» Часть 2

    Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по созданию станций 3МВ вышло 21 марта 1963 года. По нему в период 1963–1964 годов нужно…

  • ПЕРВЫЕ «ЗОНДЫ» Часть 1

    В начале января 1963 года М. В. Келдыш направил С. П. Королёву записку, в которой были обобщены соображения Академии наук об…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments