pilot_pirks (pilot_pirks) wrote,
pilot_pirks
pilot_pirks

Category:

ДТ-18 Завод-автомат Смита. Здесь перевыполняют фордовскую норму

В Нью-Йорке мы остаемся всего несколько дней. В библиотеке Амторга я выписываю новые книги и знакомлюсь с каталогами. Здесь удивительно мало учебников, и учебниками для меня являются каталоги. В них чертежи и все необходимые сведения.


В каждом из городов я сам или при посредстве своих английских учителей выписывал каталоги и инструкции у различных фирм. Каталоги изданы исключительно хорошо и снабжены большим количеством снимков. Даже самые дорогие издания каталогов в кожаных переплетах (кожа здесь ценится очень высоко) высылались мне совершенно бесплатно. Иногда те фирмы, у которых я запрашивал каталоги, предлагали мне получить еще серию новых каталогов о последних достижениях фирмы. Каталогами наполнен у меня уже целый чемодан. По вечерам я детально просматриваю их.

В Америке очень много специализированных заводов. Здесь есть не только кузнечные, но и литейные, радиаторные и т. п. заводы и заводики. Часто они специализируются еще более глубоко: например, кузнецы иногда производят только один какой-нибудь вид поковки.

Завод в Саут-Бенде изготовляет только коленчатые валы для завода Форда. Он достиг в своей области такого совершенства, что даже сам Форд не может конкурировать с ним в ни отношении качества, ни в отношении цены коленчатых валов. Ряд попыток «перекрыть» завод в Саут-Бенде уже предпринимался на заводе Форда, однако все попытки были неудачными. 100 коленчатых валов в час изготовляют на заводе в Саут-Бенде.

Завод считает себя совершенно самостоятельным, но он работает только на Форда. Всякий перебой с получением заказа от Форда, пошатнувшиеся дела Форда, задержка платежей со стороны Форда, – все это немедленно отражается на заводе. Без Форда не существует завода в Саут-Бенде. Он финансируется Фордом и может считаться придатком к заводу в Ривер-Руж.

Вайман Гордон Компани в Харвес, штата Иллинойс, производит ковку и термическую обработку коленчатых валов почти для всей тракторной промышленности САСШ. 75 процентов коленчатых валов изготовляются здесь. Америкен фордж Компани в Чикаго оборудован исключительно осадочными машинами и производят и ковку только шестерен и флянцев. Есть литейные заводы, которые изготовляют только поршневые кольца или бачки радиатора. Эти заводы так развили и рационализировали свое узкое производство, что вряд ли какой-либо из больших заводов сможет конкурировать с ними.

Одним из наиболее совершенных специализированных заводов является завод Смита в Мильвоки. Этот завод изготовляет шасси для автомобилей. По степени автоматизации он оставил далеко позади и Форда, и Дженерал Моторс, и все другие заводы Америки




Завод Смита состоит из одного зала. Все операции механизированы и совершаются на конвейерах. Здесь нет движущихся людей. Люди стоят на месте –движутся машины. Когда вы смотрите на цех с высокой площадки, кажется, что движется весь зал – движутся конвейеры, движутся машины.

Листы для шасси сортируются при помощи магнита. Более толстые листы откладываются магнитом в одну сторону, более легкие – в другую. Совершается это автоматически, без участия человеческих рук. Отобранные листы по конвейеру идут к кузнечным прессам и штампуются с одного хода. Под другим прессом, также с одного хода, в листах прошиваются дыры. Клепальные машины автоматически подвигаются к шасси, подошедшим по конвейеру. Клепальные машины похожи на клювы гигантских птиц. Без участия человека они сжимают свои клювы и пневматически вдувают в шасси заклепки.

Завод Смита имеет не более 200 рабочих. С этим количеством людей он может выпускать в день 10-12 тысяч автомобильных рам. В зале почти не видно рабочих, не видно даже ремонтной бригады. Сигнализация повреждений происходит также автоматически – на верхней площадке зажигаются сигнальные огоньки различных цветов.Мы с Ширшовым наблюдали однажды трехминутную аварию. Как только зажегся сигнальный огонек, рабочая бригада из 5-6 человек бросилась к месту аварии. До этой минуты этих рабочих мы не видели – они сидели под площадкой. Конвейер остановился, все сразу застыло. Через три минуты снова вращается винт, движутся машины, пошел конвейер.

Когда смотришь на машинный зал завода Смита с высокой площадки, кажется, что видишь чрезвычайно точно изготовленный чертеж. Чувствуется, что продумано и пережито каждое движение машины и деталей. Ясно ощущаешь, что весь план был создан раньше, нежели построен завод.



Завод Смита изготовляет рамы для Дженерал Моторс, для машины типа „Шеврале“. На этом же конвейере можно изготовлять и другие типы шасси. Для этого требуется однако перестройка конвейера и переналадка всех машин. Для подобного производства мог бы пригодится еще один тип автомобилей в Америке – модель Форда. Ни одна другая модель, по условиям своей относительно малой распространенности, не может изготавливаться на этом заводе.

Подобных заводов больше нет ни в Европе, ни в Америке. Мы долго обсуждаем впечатление о заводе Смита. Все сходимся на том, что ни в Англии, ни в Германии, при современном уровне техники, не может быть такого завода. Все сходимся на том, что завод-автомат такого типа лучше всего может быть приспособлен к нашим условиям, к условиям СССР. Высокое техническое совершенство, массовость и поточность в соединении с плановым социалистическим производством дадут нам еще более значительный эффект, нежели его можно получить в Америке. Именно на такие заводы должны ориентироваться мы в нашей дальнейшей работе по осуществлению пятилетнего плана.

Мы едем осматривать один из кузнечных заводов в Детройте и не верим своим глазам. Деревянное зданьице, напоминающее полуразрушенный сарай – это и есть кузнечный завод Вест Драп Фордж Компани. Допотопное оборудование, старинные печи и даже какие-то допотопные люди. Два коренастых кузнеца работают на одном из молотов. Я наблюдаю с интересом за их работой.

У форда я сам делал такую же деталь – это деталь от рулевого управления. Здесь она изготовляется на фрикционном молоте. Кузнец положил тяжелый кусок железа на педаль, и молот бьет непрерывно. Не отрываясь ни на секунду и не пропуская ни одного удара вхолостую, кузнец штампует эту деталь. Нагревальщик непрерывно движется от печи к месту и успевает подкладывать новые и новые заготовки в печь. Я помню, что` у Форда изготовляют этих деталий 110 штук в час-это фордовская норма. Я спрашиваю у кузнеца, сколько изготовляют они. Кузнец ошарашивает меня ответом – 150-160 штук в час. Работают сдельно, заработок 14-15 долларов в день. Это почти в два раза больше, чем у Форда. Оказывается, есть заводы, перекрывающие фордовскую норму.

И не только здесь, но и во многих других местах мне приходилось видеть, как умело выжимали из старого оборудования все, что можно из него выжать. На плохом оборудовании завод ‚,Тимкеч“ изготовляет колоссальные передние оси для междугородних автобусов и может конкурировать с лучшими заводами, стоит в числе наиболее известных мировых фирм по изготовлению весьма ответственных автомобильных и тракторных деталей. На многих заводах еще и до сего времени станки работают от трансмиссионных установок и блестяще справляются с работой. Одним из таких заводов – является завод Мак-Кормика‚ изготовляющий тот же самый тип трактора, что и Сталинградгкий тракторный завод.

Хотел бы еще несколько слов уделить заводу Смита. Это был тогда один подобный завод в США. Да и в мире. Иллюстрации выше именно с него. Вот описание данного завода из несколько другого источника (впрочем, может быть "источник" тот же самый)

Есть,-сказал Бобровников задумчиво,-в штате Мильвоки. Завод автомобильных рам Смита...

В 1904 году хозяин завода инженер Смит назначил премию тому мастеру, который сможет довести сборку с десяти до двенадцати рам в день. Ну, а сейчас этот завод вырабатывает десять-двенадцать тысяч рам в день. Конструкторский, инженерский штат компании помещается в специальном семиэтажном здании. Но, понятно, всего замечательной главный машинный зал.
--Он оживился.-Представоте себе -Вы находитесь на мостках, перекинутых над залом. Внизу- одни машины. Они стоят вот так: в два ряда,-с неожиданной для него живостью, Бобровников набросал на обложке журнала схему расположения машин,-и возле машин ни одного человека. Между машинами по конвейеру двигаются на тележках стальные листы, из которых должна быть сделана рама. Первая машина контрольная, она снимает лист с тележки, выверяет, подходит ли он по размерам, негодные отбрасывает, годные кладет обратно на конвейер. Следующая машина загибает края. Третья группа станков пробивает дыры. И наконец самая замечательная операция - это клепка. Огромная группа станков,. устроенных по принципу клюва- станок раздвигается, подхватывает раму и потом сжимает челюсти. Триста заклепок одновременно входят в раму. Шум стоит такой ровный, как от морского прибоя. Словно волны накатываются на гальку. Мы ездили на этот завод несколько раз. Один раз четыре битых часа стояли на мостике и ничего не могли понять. Как технически все это устроено.

Это строки из книги "Большой конвейер". Якова Ильина. Он тогда явно решил стать летописцем Сталинградского тракторного завода. Ему принадлежат разные очерки, книга "Люди сталинградского тракторного". Но ключевой книгой он считал "Большой конвейер". В котором хотел описать детальное развитие СТЗ. Также именно он уболтал Шейнмана опубликовать свои воспоминания и провел их редактуру. И именно ему Шеинман посветил данную книгу. Так как она вышла уже после его смерти. "Большой конвейер" также остался недописанным.

Центральный пост http://pilot-pirks.livejournal.com/97270.html


Tags: Большой конвейер, Что я видел в Америке что сделал в СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments