pilot_pirks (pilot_pirks) wrote,
pilot_pirks
pilot_pirks

Category:

Работа над ошибками (2МВ)


РАБОТА НАД ОШИБКАМИ (2МВ)
Для запуска в 1962 году разрабатывалась новая платформа с учётом всего опыта 1М и 1ВА. Успешное создание венерианской станции на базе марсианской прямо указывало на то, что вместо распылениясил по двум проектам логичнее разработать один базовый аппарат, который с незначительными доработками можно было бы посылать как на Марс, так и на Венеру. Он получил индекс 2МВ («Марс- Венера») (рис. 31). 30 июля 1961 года были подготовлены основные требования к станциям, а к началу1962 года уже были разработаны чертежи. Всего планировалось четыре варианта этой станции:
• 2МВ-1 – станция для посадки на Венеру. Она оснащалась полноценным спускаемым аппаратом;
• 2МВ-2 – пролётная станция. Вместо спускаемого аппарата на ней должен был находиться отсек с фототелевизионным
устройством и дополнительной научной аппаратурой;
• 2МВ-3 – станция для доставки на Марс спускаемого аппарата;
• 2МВ-4 – станция для изучения Марса с пролётной траектории.
Эти станции предполагалось максимально унифицировать. Особую сложность представляло создание спускаемого аппарата
для Марса и Венеры. Атмосферы этих планет должны были отличаться друг от друга по плотности; более того, сведения о самих планетах у разных планетологов отличались кардинально. В идеале нужно было разработать аппарат, который сможет успешно сесть даже при самых экзотичных параметрах атмосферы. Проблема слишком плотной атмосферы состояла в том, что электроэнергия у станции могла закончиться раньше, чем она достигнет поверхности, а если просто уменьшить площадь парашюта, то в слишком разрежённой атмосфере станция не сможет погасить всю свою скорость. Конструкторы отлично понимали уровень проблем, но, как оказалось, они даже не предполагали, насколько далеки от реальности представления планетологов об этих планетах. Впрочем, для проверки этих гипотез и нужны были станции.
Для испытания различных парашютных систем в ОКБ-1 была создана специальная модификация ракеты Р-11 (Р11 А-МВ), кото-
рая доставляла тестируемые парашютные системы на высоту около 50 км. По результатам испытаний была выбрана трёхступенчатая (с двумя тормозными парашютами) система для Венеры и двухступенчатая – для Марса .

Запуски к Венере в1962 году начали США. 22 июля со старта ушёл аппарат Mariner-1. Путь этой станции из-за ошибки в системе управления ракеты закончился в Атлантическом океане.

В августе 1962 года на Байконур доставили три станции, предназначенные для полёта к Венере.

Две из них несли спускаемый аппарат, третья служила для исследования Венеры с пролётной траектории. На космодроме они должны были пройти окончательное тестирование, а посадочные станции вдобавок ко всему – стерилизацию для предотвращения возможного заражения Венеры земными
микроорганизмами.
25 августа был осуществлён запуск станции 2МВ-1 № 3. Три ступени отработали штатно, и станция вышла на орбиту Земли. Строго в заданное время включилась четвёртая ступень, но в ней запустились только три из четырёх управляющих твердотопливных ракетных двигателей, что вызвало кувыркание станции спустятри секунды. Маршевый двигатель включился, но из-за кувыркания ступени проработал лишь 45 секунд из 240 запланированных. Опять неудача!
Когда все пытались разобраться с причиной аварии, из США при-шло сообщение о запуске «Маринера-2». Ему повезло больше, он сумел выйти на траекторию полёта к Венере. Задачи американского зонда были близки к тем, что стояли перед 2МВ-2.

1 сентября в космос ушла 2МВ-1 № 4. И опять отказ разгонного блока на орбите Земли! На сей раз не открылся клапан подачи топлива в камеру сгорания.

Последняя, теперь уже пролётная, станция 2МВ-2 № 1 стартовала 12 сентября. И на этот раз – проблема уже на третьей ступени ракеты. При команде на выключение двигателя третьей ступени не закрылся клапан окислителя, и жидкий кислород продолжил поступать в камеру сгорания. В результате третья ступень взорвалась, четвёртую ступень вместе со станцией закрутило вокруг своей оси. Топливо прижалось к стенкам бака под воздействием центробежной силы, в связи с чем прекратилась подача компонентов топлива в двигатель. Двигатель четвёртой ступени проработал всего 0,8 секунды, после чего отключился.
После этого пуска и станции закончились, и «окно» закрылось. Гонку за запуски к Венере в это стартовое окно мы проиграли.
«Маринеру-2» пришлось лететь к Венере в гордом одиночестве
Subscribe

  • Цель: Нью-Йорк

    Это был мой старенький рассказ в жанре альтернативной истории. Сейчас, я еле его смог найти. Пусть лежит здесь, чтоб больше не потерялся.…

  • Литературное

    Что-то возник в голове сюжет простенького рассказа :) В общем, недалеко от Земли вдруг обнаруживаем крупный астеройд которого там быть не должно.…

  • Улыбнуло :)

    Как проектируют самолеты... Предисловие из книги К. Вуда "Проектирование самолетов" (русский перевод издан в 1940 г.) Изучение конструкции…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment