pilot_pirks (pilot_pirks) wrote,
pilot_pirks
pilot_pirks

Categories:

«ВЕНЕРА-5/6»




В январе 1969 года к Венере должны были уйти две следующие советские станции. Разработать за эти месяцы полноценный спускаемый аппарат, рассчитанный на давление, в несколько раз более высокое, было нереально.
Когда станции отправляли в космос, уже было ясно, что достигнуть поверхности Утренней звезды в рабочем состоянии им не суждено. Как следствие, постановили, что главной их целью будет уточнение результатов «Венеры-4». Газоанализаторы откалибровали заново – ведь такой совершенно неприемлемый уровень погрешности при оценке содержания газов «Венерой-4» был вызван тем, что их проектировали под совершенно другую атмосферу Венеры.
В частности, для определения азота теперь просто замеряли давление в ампуле после поглощения всех других соединений. Также был введён точный замер давления атмосферы на высоте срабатывания газоанализаторов, а на «Венере-6» было решено изменить высоты забора проб. Теперь с двух станций можно было получить данные о составе атмосферы на четырёх разных высотах. Переработали и радиовысотомер для исключения неоднозначности показаний.
Толщина стенок СА была немного увеличена. Более плотная атмосфера, чем предполагалось первоначально, позволила уменьшить площадь тормозных парашютов. Также на спускаемый аппарат добавили прибор для определения плотности атмосферы и два фотоэлектрических датчика для определения уровня освещённости в атмосфере Венеры. Пролётный блок остался практически без изменений, с него только сняли магнитометр.
5 января 1969 года в 9 часов 38 минут со старта ушла «Венера-5».  Спустя пять дней, 10-го числа, к ней присоединилась «Венера-6». На сей раз блок «Л» отработал штатно, и сообщение ТАСС об очередном «Космосе» не появилось.
14 марта 1969 года была проведена коррекция траектории «Венеры-5». Станция произвела ориентацию по Солнцу и Сириусу и изменила свою скорость на 9,2 м/с. Через два дня произвела коррекцию и «Венера-6». Ей потребовалось уже37,4 м/с. Во время коррекции станции находились на расстоянии 15 500 тыс. км от Земли.
Коррекции обеспечивали вход в требуемый район Венеры при хорошей видимости с советских наземных станций дальней космической связи. Расчётные углы входа в атмосферу были 65–67 градусов, расстояние от утреннего терминатора – около 2 700 км. 16 мая 1969 года в 9 часов 01 минуту московского времени «Венера-5» вошла в атмосферу Венеры со скоростью 11,18 км/с.
Всё уже шло по привычному сценарию. Первый удар атмосферы приняло теплозащитное покрытие, оно успешно выдержало температуру до 11 000° С, аппаратура внутри станции успешно справилось и с перегрузкой в 450 единиц. Спустя минуту после входа скорость упала до 210 м/с, и в 9:02 вновь был получен сигнал со станции. После открытия основного парашюта включилась научная аппаратура, радиовысотомер.
Анализ атмосферы станция провела при давлении 0,6 атмосфер (Т = 25° С) и 5 атмосфер (Т = 150° С). Выявился отказ только одного прибора, плотномера, но это было не критично: данные по плотности хорошо подсчитывались, исходя из других результатов. Сигнал с аппарата прекратился, когда внешнее давление превысило 27 атмосфер. Всего спускаемый аппарат «Венеры-5» проработал в атмосфере Венеры 53 минуты.
Спустя сутки после «Венеры-5», 17 мая, в 9 часов 05 минут в атмосферу Венеры вошёл спускаемый аппарат «Венеры-6». Он повторил путь «Венеры-5», только исследовал атмосферу при 2 и 10 атмосферах. Оставалось проанализировать полученные данные. Состав атмосферы по уточнённым данным составил: СО 2  – 97%, азота – 2%. Датчик с пределом чувствительности 0,1% кислорода обнаружить не смог. Фотоэлектрические датчики не сумели зафиксировать освещённость выше порогового значения 0,5 Вт/м 2 . Такой уровень освещённости соответствовал глубоким сумеркам. Было только одноисключение: за четыре минуты до прекращения связи «Венера-5» передала значение освещённости в 25 вт/м 2 . Возможно, «Венере-5» удалось зафиксировать молнию.
Опять преподнесли сюрприз радиовысотомеры. Анализ контрольных точек показал разброс значений, достигающий 13 км.
Пройденный путь, оценённый благодаря доплеровскому сдвигу, по выражению разработчиков, «удовлетворительно совпадал с показаниями высотомеров». Неужели на Венере такие перепады высот? Похоже, верить им опять было нельзя.


Это фрагмент моей книги «Венера. Неукротимая планета». Если Вам понравилось, можно приобрести ее (или другие мои книги) здесь.
Посмотреть оглавление опубликованных фрагментов здесь.
Также сейчас идет сбор на мою новую книгу. Его можно поддержать здесь.
Subscribe

  • "Луна-25". Планируемые места посадки

    Первая проба пера для "Луны-25". Вопросы? Замечания? Если честно, занятно как меняется отношение и для меня. Конечно, когда разбился…

  • Луна-25

    Сейчас будет достаточно важное объявление. Дело в том, что на прошлой неделе в ИКИ прошел виртуальный круглый стол, посвященный популяризации…

  • Карты Луны и Венеры

    Думаю, подписчики знают, что кроме книг я еще выпустил карты Луны/Венеры/Движения планет. На снимке. На карте Луне обозначены места посадок…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment