pilot_pirks (pilot_pirks) wrote,
pilot_pirks
pilot_pirks

Category:

«ВЕНЕРА-7» / «КОСМОС-359». Часть 1.



При пуске в следующее стартовое окно все надеялись уже посадить станцию на поверхность планеты. Хотя при создании этих аппаратов возникли неожиданные проблемы.
Как уже было сказано, Академия наук выдала уровень давления на поверхности планеты около 50 и не более 80 атмосфер. Но конструкторам надоело терять станции из- за споров планетологов об атмосфере Венеры. Часто в различных работах возникали цифры давления до 150 атмосфер, а масла в огонь подлил радиовысотомер «Венеры- 5». Если он прав, давление на поверхности должно составить порядка 140 атмосфер. Нужно было определиться, для какого
давления разрабатывать аппарат. При этом никто не мог поручиться, что и 150 атмосфер не окажется слишком мало. Планета- соседка научила не доверять распространённому мнению.
В свете всего этого, главный конструктор Г. Н. Бабакин постановил: «Нужно разрабатывать СА на разрушающее давление 180 атм».
Проблема была в том, что следовало разработать аппарат, который мог бы садиться не только при давлении в 150 атмосфер, но также и при тех 50, что выдала Академия наук. Аппарат с парашютной системой, рассчитанный на давление до 50 атмосфер, при спуске в атмосфере с давлением порядка 150 атмосфер мог попросту перегреться. Выход предложили специалисты НИИ парашютно-десантных средств. Парашют должен был выводиться в зарифованном виде: при температуре 200° С рифовый шнур расплавляется, и купол полностью раскрывается. Начальный быстрый спуск на зарифованном парашюте позволял избежать перегрева и в более плотной атмосфере.
С парашютом возникли и другие проблемы. Оказалось, что закончилась закупленная в ФРГ стеклонитроновая ткань. Эта ткань выдерживала температуру до 500° С, и именно из неё изготавливали парашюты предыдущих межпланетных станций, начиная с «Венеры-4». Закупить новую партию не удалось. В Кремле была организована специализированная комиссия учёных и специалистов-материаловедов по этому вопросу.


Оказалось, что всё не так плохо – можно обойтись и своими силами. На Клинском объединении «Химволокно» уже была создана опытная установка, способная в течение года изготовить… 500 граммов нитронной нити. Эта нить могла сохранить работоспособность при температуре до 400° С. Вот только при 150 атмосферах расчётнаятемпература была 541 градус…
Выход из положения предложил представитель Калининского Всесоюзного научно- исследовательского института синтетического волокна. В этом институте был разработан процесс, позволяющий увеличить термостойкость нити более чем на 100 градусов. Выслушав доклады, заместитель председателя комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно- промышленным вопросам Б. А. Комиссаров распорядился объединить технологии и срочно наработать необходимое количество материала для изготовления парашюта. Так и родился советский стеклонитрон.
Проблема благополучно разрешилась, теперь нужно было изготовить спускаемый аппарат. По результатам полёта предыдущих станций была выявлена высокая скорость ветра в атмосфере Венеры. Разработчиков не покидала тревога по поводу возможного опрокидывания станции после посадки. В ОКБ имени С. А. Лавочкина рассматривались два варианта.
Первый базировался на уже отработанной платформе и являл собой логичное продолжение предыдущих станций. Второй
базировался уже на ракете- носителе «Протон», что вызывало резкий рост стоимости миссии. В состав станции должен был входить спускаемый аппарат диметром 2,6 метра. Считалось, что такой «шарик» обладает большей устойчивостью. Но тогда пролётный блок пришлось бы разрабатывать практически с нуля. Также дополнительные расчёты показали, что большей устойчивостью обладает всё- таки СА меньшего диаметра, так что был принят первый вариант.
Корпус спускаемого аппарата станции серии В-70 (рис. 83), в отличие от предыдущих станций, разрабатывался из титана. Для его проверки на Земле была выстроена камера высокого давления, она позволяла практически полностью имитировать воздействие атмосферы Венеры на СА как по составу, так и по изменению давления и температуры во время спуска вплоть до 150 атмосфер и 540° С.
Произошли изменения и в комплекте приборов. Точные результаты о составе атмосферы были получены в полётах «Венеры-5» и «Венеры-6», повторять их не имело смысла. Так что газоанализаторы со станции сняли. Вместо них установили гамма-спектрометр ГС-4 для определения состава пород на месте посадки и прибор для определения максимального ускорения на участке торможения. Был переработан радиовысотомер – теперь ему полагалось рабо-
тать во время спуска непрерывно.
Масса нового СА по сравнению со старым возросла на 100 кг. Общая масса станции превысила максимальную нагрузку,
которую мог вывести к Венере штатный блок «Л». Для снижения массы с пролётного блока сняли всю научную аппаратуру,
кроме счётчика космических частиц. Это позволило сократить дефицит массы до 50 кг. Для дальнейшего снижения дефицита на разгонном блоке увеличили объём топливных баков и демонтировали телеметрическую систему. Только после этого блок «Л» оказался способен вывести станцию к Венере. Новый блок получил наименование «НВЛ».


Это фрагмент моей книги «Венера. Неукротимая планета». Если Вам понравилось, можно приобрести ее (или другие мои книги) здесь.
Посмотреть оглавление опубликованных фрагментов здесь.
Также сейчас идет сбор на мою новую книгу. Его можно поддержать здесь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment