pilot_pirks (pilot_pirks) wrote,
pilot_pirks
pilot_pirks

Category:
 На рисунке был изображена станция серии Вояджер. Но вовсе не та, что с успехом провела изучение Юпитера, Сатурна, Нептуна и Урана с пролетной траектории. Ничего общего с ней она не имела, исключая название.
            Проект Вояджер возник в далеком 1958 году. У США еще не было ни одной успешной АМС, зато были крайне амбициозные планы. А какая задача была самой часто вспоминаемой когда речь шла о космосе? Да, поиск жизни на Марсе. Для этой цели и предназначался Вояджер. Хоть эту программу и не объявлял Президент обращаясь к стране задачей первостепенной важности, де факто она ей была. Работе по Вояджеру уделялось такое же пристальное внимание как и Аполлону. Другие проекты АМС которые не работали на программу высадки человека на Луну закрывались, им снижалось финансирование, но Вояджер жил. Так же как и Аполлон это была задача на долгую перспективу. Запуск планировались в 1967 году. С Вояджером действительно не мелочились. Для поиска жизни на Марсе планировалось использовать самое лучшее, что было/будет в наличии. Для выведения Вояджера планировали использовать одну из модификаций ракеты-носителя Сатурн.  Для начала это была модификация Сатурн С-3, но потом было решено, что лучше оснастить Сатурн-1В специально модифицированным Центавром. Питание на поверхности Марса должно было осуществляться при помощи радиоизотопных генераторов. Схема полета была выбрана самая энергетически затратная, планировалось вывести на орбиту Марса орбитальный блок вместе со спускаемым аппаратом. Потом по съемки с орбиты был бы выбран самый подходящий район для поиска жизни, и туда же направить спускаемый аппарат. Схема, как говорилось, очень энергетически затратная, но крайне полезная с точки зрения науки.
   Для начала оценку миссии провела Лаборатория реактивного движения (JPL). Которая, в те годы, явно становилась ведущей организацией по созданию межпланетных станций. Скоро стали ясны печальные факты, из-за крайне большой не определенности (читай полному незнанию) в данных об плотности атмосферы Марса, проектирование спускаемого аппарата превращалось в нетривиальную задачу. Построить спускаемый аппарат было бы можно, но он выходил сложным и крайне дорогим. Самым распространенным мнением в научной среде было, что давление на поверхности Марса составляет около 10% от земного. Но инженером этого было мало, им был необходимо знать весь возможный диапазон давлений. Было бы обидно, если бы аппарат разбился только из-за того, что давление на поверхности составило бы 8%, а не 10%. Так что в JPL решило провести  свои оценки, по ним получалось, что оно может составит от земного всего 1%. Построить аппарат способный сесть при такой разнице давлений было не просто.     
Но скоро c JPL разработка Вояджера была снята. Проект в НАСА курировал Дональд Хел.
Он решил попробовать минимизировать затраты, для этого потребовал от JPL отчет по всем расходам после чего объявить открытый конкурс. Он надеялся разработать проект способный изучать не только Марс, но и Венеру, его идеей фикс был Вояджер-Венера в 1967. Так что Хел неофициально отправил в AVCO, General Electric, Douglas, Convair, Lockheed, North American, и Space Technology Laboratories просьбу проработать свои собственные проекты.
5 марта 1963 года состоялся конкурс и были выбраны проекты от General Electric и AVCO. Им выделили 144 и 125 миллионов долларов для проработки  их программ.
Параллельно с их проектами JPL предложила более дешевый проект по созданию спутника Марса в 1969. Конгресс некоторое время колебался, но в конце концов победил Вояджер. И опять был объявлен конкурс. Уже среди 28 компаний.
14 июля 1965 года мимо Марса, впервые в мире, пролетел простенький аппарат Маринер-4 разработки JPL. Это была научная победа, техническая победа, идеологическая победа. Но боже, какую свинью он подложил Вояджеру! Маринер-4 провел изучение плотности атмосферы методом радиопросвечивания. Оказалось давление на поверхности Марса всего около 0.4% от земного. Это было в 25 раз меньше той цифры на которую в основном ориентировались компании создающие Вояджер и более чем в два раза меньше самых пессимистичных оценок JPL! Все те спускаемы аппараты которые проектировались в недрах компаний при посадке на Марс неминуемо бы разбились. И дело не ограничивалось простой  модификацией спускаемого аппарата. Расчеты показали, что самая простая посадка на парашюте уже не получилась, нужны дополнительные тормозные ракетные двигатели. Это означало, что спускаемый аппарат по сути нужно было проектировать с нуля.  Более того, это влекло увеличение массы СА, а это привело к тому, что вывести станцию Сатурн -Центавром было уже невозможно.
Первым делом была прикрыта программа Сатурн-Центавр. Решили не мелочиться и пускать станции на Сатурне-5. Причем одной ракетой оба аппарата. Цена аппарата тем временем возросла до такого уровня, что даже было решено отказаться от солнечных батарей на орбитальном блоке, заменив их на радиоизотопные генераторы. Это позволило бы больше времени уделить науке. Станция могла бы работать в любых условиях по полной программе, но цена конечно опять ползла вверх. Как раз этот проект и был изображен на рисунке. Если  проект Вояджер был бы осуществлен, то это были бы самые тяжелые станции за всю историю космонавтики! Их цена же уже давно стала астрономической в любом смысле этого слова.. Это и погубило Вояджер. Узнать есть ли жизнь на Марсе хотели все, но в финансировании НАСА как раз начался спад. В определенном смысле по цене вопрос встал: Либо Вояджер, либо Аполлон.
22 августа 1967 года был утвержден новый бюджет НАСА. Вояджера там уже не было. В теории его возобновить мог президент Линдон Джонсон, но он этого не сделал. Все деньги и усилия что были на него потрачены, казалось, пошли прахом.
Тем временем директор Лаборатории реактивного движения Вильям Пиккеринг предложил свой проект. У JPL в то время были явные заслуги, безоговорочный успех последних Рейнджеров , Маринеров 4/5, Сурвеоров 1/3/5/6/7. В JPL также работали над аппаратами для полета к Марсу в 69 и 71 году. Благодаря этому был предложен проект под кодовым названием Викинг. Он базировался на коренной переделки Маринера с разработанным с нуля спускаемым аппаратом. Запуск можно было осуществить в 1973 году при помощи модифицированной РН Титан-Центавр. По своим задачам Викинг очень напоминал Вояджер. Но был гораздо дешевле.
            В 1968 году Конгресс утвердил эту программу. Вояджер воскрес как птица Феникс из пепла, с другим названием, разработчиком и размерами. Но с теми же задачами.
Subscribe

  • ПЕРВЫЕ «ЗОНДЫ» Часть 1

    В начале января 1963 года М. В. Келдыш направил С. П. Королёву записку, в которой были обобщены соображения Академии наук об…

  • В ТОМ ЖЕ 1962-М

    Но и на этом дело не закончилось. Даже без учёта «Маринера-2», 1962 год оказался богат на астрономические события, связанные с…

  • Разбор полета Mariner-2. Часть вторая.

    Ещё более занятные результаты дало радиозондирование на 1,35 и 1,9 см. Данные, полученные со станции, можно увидеть на рисунках. Здесь нужно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments