pilot_pirks (pilot_pirks) wrote,
pilot_pirks
pilot_pirks

Categories:

Нет повести печальнее на свете… Проект 1906

Тут в одном ЖЖ зашел разговор о батискафах. И я вспомнил про наш Поиск-6 (проект 1906) и решил про него рассказать. Не смотря на то, что это наш первый шеститысячник он  мало известен широкой публике. . История Поиска-6  весьма примечательная и поучительная. Для меня самый явный пример терминов: "диктат промышленности", "мертворожденный монстр" и «освоение средств». Монстр так монстр.  Больше я таких примеров не знаю..
 
        
  Когда читаешь историю создания этого аппарата не можешь отвязаться от мысли, что инженеры разрабатывавшие этот аппарат находились в каком то параллельном мире. В этом мире не было Пикара и Уолша. Не было успешной эксплуатации Пайсисов, и не было Алвина, Морской Скалы и Черепахи. Даже порой кажется, что они не подозревали о существовании Севера-2 и Поиска-2. Хотя сами же их и разрабатывали.
Но даже если забыть про время, я при всем желании не могу найти про Поиск-6 ни одного доброго слова. Там было плохо все!
Скажем, возьмем для примера батискаф Архимед. Создан во Франции в 1961 году. Стальная сфера. Стальной поплавок. Грузоподъемность под две с половиной тонны. Время работы на дне несколько часов. Водоизмещение 100 или 200 тонн, точно не помню. Скорее 100, чем 200. При разработке Поиска-6 были использованы более совершенные технологии, чем на Архимеде. Прочный корпус был сделан из более совершенной стали с пределом текучести 120 против 100 у Архимеда. Легкий корпус эти инженеры-оптимисты изготовили из стеклопластика, что тоже явно должно облегчить аппарат. Элементная база бортового оборудования на голову выше Архимедовской(микросхемы против ламп).Экипаж те же три человека. 
 
Скажите, как при этом можно спроектировать аппарат водоизмещением под 500 тонн???? Самый тяжелый глубоководный аппарат! Даже Триест вместе с Архимедом весят меньше! При этом грузоподъемность у Поиска 6 была те же 2.5 тонны, а время работы на глубине 6 км практически нулевое. Запаса электроенергии у него хватало только на спуск, и подъем. Но этим дело не ограничивается. Так как это был классический батискаф, то плавучесть обеспечивалась легким наполнителем. Но не простым, а золотым. В отличие от Триеста с Архимедом применили сверхлегкий, сверхочищенный бензин марки рафинат - риформинг. До Поиска я даже таких слов не слышал. Официально из-за заботы о экологии. Этот бензин очень быстро улетучивается с поверхности воды, нанося минимальный вред природе. Но, так-так, боюсь, экологов бы на пушечный выстрел не подпустили бы к секретному специзделию, причины были совсем другими. И кое - кто таким образом решал проблемы с перевесом конструкции. Хотя доказать не могу.
 
Более того, запас по прочности у Архимеда и Триеста был две с половиной или три единицы. У Поиска 6 (классический для подводных лодок) полтора. И этот аппарат создали спустя 20 лет после Архимеда и Триеста! Я просто не знаю как такое возможно…
Когда в 67 появилась идея создать наш шеститысячник, он смотрелся бы еще относительно нормально. Хотя был бы не шедевр. В 1973, когда планировалось его создать, он смотрелся бы уже так себе. Вот только начали его строить в 75, закончили в 79. Причем на гос испытания он смог выйти только в 83. Как раз когда и Франция и США отправляли свои батискафы на вечный покой, по причине того, что сама  их идея уже морально устарела… Но нашим инженерам  до этого явно не было дела
 
            В общем, строили мы это чудо долго. Разработчики умудряются ворчать и на тех, кто запоздал с доставкой и на тех, кто поставил раньше срока. Выходили гарантийные сроки и приходилось возвращать обратно. Но собрали. Первый этап гос испытаний на Черном море Поиск сумел пройти более- менее успешно и оперативно. Конечно, было много мелких недоработок. Например, за все годы забыли пририсовать к проекту батискафа расходомеры количества сброшенной дроби и выпущенного бензина. Чтоб точно знать, сколько выпустили, а не определять по секундомеру. Но это мелочи? Правда? 
 
После окончания испытаний сухой батискаф двумя стотонными кранами погрузили на сухогруз, и он успешно ушел на Тихий океан для второго этапа испытаний с покорением 6 км глубины. И там он уже забуксовал. Так как опять начали подходить к концу гарантийные запасы на аппаратуру. 
Во время спуска на предельную глубину стало ясно, как его монтировали. Помутнел иллюминатор, были протечки сквозь кабельные воды, не выдержал и треснул легкий корпус. Его быстро подлатали, так как по правилам нужно было совершить еще один спуск для окончания испытаний. На этом спуске капитан запутался с управлением и Поиск врезался в дно.  Легкий корпус не выдержал (кто бы сомневался), также досталось навесному оборудованию. Битва  военных с разработчиками, доказывающими, что Поиск прошел государственные испытания и флот может забрать себе полуразбитый  аппарат, окончилась в пользу военных и батискаф отправили обратно для ремонта. Кстати, скорость спуска на самом деле была не такой и и большой  1 м/с. Триест с большей скоростью на дно приземлялся, пока эхолот не купили.

Отношения были тяжелыми и между людьми. На аппарате было несколько капитанов, причем первый даже не дождался, пока  его спустят на воду. На сдаче Поиска поссорились все, дело дошло до того, что главные действующие лица стали писать друг на друга стихотворные пасквили. У главного конструктора Поиска-6 во время сдачи аппарата было несколько сердечных приступов, последний свел его в могилу. Также были жертвы среди техников. Пары бензина это вам не шутки. А учитывая трудоемкость заправки бензином
(она занимала сутки) не удивительно, что порой люди совершали ошибки. Но и в этом, по мнению конструкторов виноваты исключительно техники. 

Вот такая история. Разработчики еще удивлялись и обвиняли комиссию, когда она отказалась принимать Поиск через год, тогда он, с горем пополам, сумел таки закрыть пункт, связанный с погружением на 6 км глубину. 
 
Лично я их понимаю, особенно если учесть, что как раз глубоководные аппараты Мир (разработка: год, постройка: год) с первой попытки покорили 6км глубину. По датам подходит идеально. 13 и 14 декабря  1987 Миры покорили глубину свыше предельной (6170 и 6120), а 25 декабря 1987 председатель госкомиссии подписал акт о прекращении испытаний аппарата. Что ему еще было делать.. Миры с Поиском я лучше вообще сравнивать не буду.
 
Больше всего меня бесит желание разработчиков часть своих проблем спихнуть на чужие плечи. Как вы думаете, что они называют основной причиной неполадок с батискафом? То, что флот отказался делать для него специальное судно-носитель! Представляю себе этого монстра. По запасам горючего он  мог бы поспорить с танкерами, по поднимаемому грузу с плавкранами, а габаритом с авианосцами.  Или использование того же рафинад риформига…
 
Вообще я плохо разбираюсь с военными надводными аппаратами, но среди специализированных аппаратов ВМФ дело обстоят может не столь ужасно, но тоже не фонтан. Взять те же спасательные аппараты Лазурита. При их помощи пытались спасти Курск. Более менее только Бестер с Призом,  аппараты как аппараты. А вот АРС и СПС нечто непонятное. Якобы глубоководные аппараты с компоновкой подводной лодки и гигантским для подводных аппаратов этого класса водоизмещением. Или помните как британский Скорпион вызволял флотский АС-28? Не знаю, может и в самом деле экипаж был виноват.  Вот только у них компоновка такая, что он не может не зацепиться, а обзор отвратительный..
 
Причем история с Поиском-6 явно пошла на пользу. Затем был создан аппарат Русь. Нормальной схемы. Конечно, отстает от Миров (им все проигрывают), но где-то на одном уровне с японским Шинкао 6500. По сравнению с Поиском 6 шедевр. На Руси были применены многие технологии до этого не ведомые секретным глубоководным аппаратам ВМФ. Скажем, сферический прочный корпус…  Даже у Поиска-6 прочный корпус был цилиндрическим со сферическими вставками. Мы любим сами себе создавать проблемы, чтоб потом их блестяще разрешать.
 
Также для меня это интересный пример к философскому вопросу о приборе и результате. Скажем, если представить, что других аппаратов  не было. Ни Триеста ни Архимеда ни Алвина ни Миров и т д. И что бы  мы могли бы судить о исследовании океана по Поиску-6?
 
Много любят говорить про технологическое отставание СССР от Запада. Но здесь это точно не подойдет. В те же годы у нас были созданы весьма достойные гражданские  аппараты: Аргус – ничем не выделяется среди своих одноклассников, ТИНРО-2 -малость перетяжелен и нет манипуляторов, но ничего особенного, ОСА конструкцию явно переусложнили, но по маневренности даст сто очков любому зарубежному аппарату.
Так что дело явно не в плохих технических возможностях и отсутствию инженеров с головой на плечах, а в чем-то другом… 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments